Музей Карие или церковь Хора в Стамбуле

Стамбул, с его многовековой историей, безусловно, место для туристов привлекательное. Но в высокий сезон город переполняют толпы людей и, после прогулки по забитым туристами улицам, возникает острое желание покинуть знаменитый район Султанахмет. Но есть ли что-то интересное за его пределами? Разумеется.

Место, о котором пойдет речь – церковь Хора (музей «Карие»), по праву можно назвать настоящим сокровищем византийской эпохи. Известен этот храм своими великолепными мозаиками и фресками.

Изначально храм располагался за пределами Константинополя. Именно поэтому его полное название звучит, как Церковь Христа Спасителя в полях. Позднее император Феодосий II выстроил новые, частично дошедшие до наших времен стены, и храм оказался на территории города.

Церковь Хора в Стамбуле, Турция

Однако, слово «Хора» — деревня – в его названии сохранилось и под этим именем святыня известна в наши дни.

Музей Карие расположен в районе Эдирнекапы. Дорога от одноименной станции метро к церкви Хора пролегает прямо вдоль монументальных развалин Феодосиевой стены, вид которых настраивает на мысли о давно ушедших временах. Стены не смогли сдержать натиск неумолимого времени, но церковь Хора оказалась ему не по зубам.

Первое здание христианской церкви Хора было выстроено в IV. Но до наших дней оно не дошло. За столетия своего существования храм по крайней мере 5 раз подвергался значительный реконструкциям и перестройкам.

Наибольшие изменения в конструкции и облике храма произошли в XI – XIV вв. Именно тогда на его стенах появились мозаичные изображения на сюжеты из жития девы Марии и Христа.

Впервые в истории изумительные мозаики и фрески изображали религиозные сюжеты в хронологическом порядке. По ним можно было рассказать целую неразрывную историю.

А главная необычность этих изображений состоит в том, что в их основе лежат сюжеты из апокрифов. Так называются тексты, которые не вошли в каноническое Евангелие.

Залы с фресками и мозаиками церкви Хора (музей Карие) в Стамбуле

Современный человек в массе своей не знаком с текстами, на основе которых древние мастера создавали свой шедевр. Поэтому попытка выстроить хорошо знакомую евангельскую историю сталкивается с определенными трудностями. Посетителям просто непонятно, о каком эпизоде рассказывает то или иное изображение.

Работа над убранством храма шла не один год, и тренированный взгляд легко увидит, как менялся стиль работ. С течением времени изображения становились все более пышными и помпезными.

Можно сказать, что заказчик работ создал художникам настоящие тепличные условия и позволил творить так, как видят они сами. Единственное, что ограничивало художников – требование следовать единому замыслу.

Уникальные Византийские Мозаики в Мусульманской Стране «Музей Карие» (Хора) — Chora Museum — представлены в этом видео:

Мастера развили тот неповторимый стиль, который в итоге стал символом византийского изобразительного искусства. В нем традиционные детали сочетаются с попыткой нарушить все существующие правила в стремлении найти новые способы самовыражения.

После завоевания Константинополя османами, храм, как и многие его собратья по несчастью, превратился в мечеть Кахрие-джами. Вместо колокольни был построен минарет, внутри здания был возведен михраб, указывающий на Мекку.

Мозаики были закрыты штукатуркой или частично уничтожены. И, тем не менее, в отличие от многих христианских храмов и монастырей, за время владычества османов церковь Хора не исчезла с лица земли и прекрасно сохранилась до наших дней.

После того, как Ататюрк превратил Османскую империю в современную Турецкую республику, мечеть была закрыта, и мозаики и фрески церкви вновь увидели свет.

Музей «церковь Хора (Карие)» открыл свои двери для посетителей. Сегодня многочисленные туристы могут в полной мере оценить красоту мозаик, по праву считающихся одними из самых древних, когда-либо обнаруженных в Стамбуле.

Поделись с помощью:

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

error: Content is protected !!